Наличие в МБОУ СОШ с. Осиновая Речка специальных условий для получения образования обучающимися – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ
- ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ
- Охрана здоровья обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
В МБОУ СОШ с. Осиновая Речка создана социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
№ п/п |
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
В 2020/2021 учебного года в МБОУ СОШ с. Осиновая Речка обучаются инвалиды 4 чел: 1. С нарушениями зрения (нет) 2. С нарушениями слуха (нет) 3. С нарушениями опорно-двигательного аппарата – 1 чел. 4. С интеллектуальными нарушениями – 2 чел. 5. С соматическими заболеваниями – (нет) 6. Расстройства аутистического спектра – 1 чел. ОВЗ: ЗПР – 25 чел. (У/о) – 7 чел.(из них 2 ребенок – инвалид) |
|
1. |
Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями. |
|
1.1. |
Наличие приспособленной входной группы здания для инвалидов и ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления) |
Имеется пандус к входу в образовательную организацию |
1.2. |
Наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.) |
Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов. На первом этаже без перепада высот от уровня входа находятся учебные кабинеты Обеспечена доступность путей движения. Отсутствуют: информационно-тактильные знаки, схемы движения по объекту, информационная строка. Учебные места кабинетов первого этажа первого ряда созданы с учетом разворота кресла-коляски. |
1.3. |
Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.) |
Санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов и ОВЗ ( для обучающихся в ОУ доступны (Доступная кабина. Двери открываются наружу). |
1.4. |
Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией. |
Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, табличками и указателями. Информационным табло отсутствует, |
2. |
Сведения об информационном обеспечении доступности общего образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ |
|
2.1 |
Наличие адаптированного сайта |
http://mou-osinov.ippk.ru/ Установлена версия для слабовидящих |
2.2 |
Наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ |
|
4. |
Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации |
|
4.1 |
По индивидуальному учебному плану |
Возможна организация по запросу |
4.2 |
С применением дистанционных технологий |
Возможна организация по запросу |
4.3. |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации. Организация тренингов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям: - эффективная межличностная коммуникабельность учащихся; - обучение навыкам самоконтроля; - развитие личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды; - обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях; - формирование лидерского потенциала; - повышение самооценки личности для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - групповая психотерапия для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
4.4. |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Организация психологической помощи: а) консультация для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; б) организация семинаров и бесед по алкогольной и наркотической зависимости. Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: - возможность индивидуального сопровождения и консультирования учащихся по организационным и учебным вопросам; работа с семьей обучающегося; - методическая работа с педагогами; - организация внеурочной деятельности; - оказание содействия в организации отдыха, трудоустройства и т.д. Психолого-педагогическое сопровождение в школе организуют педагог-психолог и классные руководители. |
4.5 |
Профориентация |
Мероприятия по содействию продолжения образования с учебными заведениями края |
5. |
Техническое обеспечение образования |
|
5.1 |
Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др. |
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, документ-камеры. |
5.2 |
Обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.) |
Имеются электронные УМК, видеоматериалы, учебники на электронных носителях. |
5.3 |
Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов |
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным образовательным программам, обеспечены учебниками, специальные учебные пособия для них не требуются. |
5.4 |
Специальные технические средства |
Специальные технические средства отсутствуют |
5.5 |
Обеспечение возможности дистанционного обучения |
Возможна организация по запросу |
Наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов |
Все кабинеты МБОУ СОШ оборудованы компьютерным оборудованием. Специальное программное обеспечение, адаптированное для инвалидов с различными нарушениями отсутствует. |
|
5.6 |
Наличие доступной для каждой группы инвалидов информации об объекте (в примечании описать установленное оборудование, позволяющее различным группам инвалидов получать необходимую информацию об объекте, в том числе: наличие индукционных петель, информантов, бегущих строк, обозначений помещений внутри здания, указателей движения, и т.д.) |
Отсутствует |
5.7 |
Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов |
Информационно-библиотечный цент образовательной организации имеет доступ к ресурсам электронных библиотечных систем. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ информированы о возможности пользования библиотечными системами. В читальном заме центра для самостоятельной работы имеется компьютер с выходом в Интернет. Специальные адаптивно-технические средства отсутствуют |
6. |
Адаптированные программы |
|
6.1 |
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с задержкой психического развития |
Начальное общее образование, основное общее образование |
6.2 |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 |
Начальное общее образование, основное общее образование |
7. |
Кадровое обеспечение образования |
|
7.1 |
Наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ |
4 чел |
7.2 |
Курсы повышения квалификации, стажировки |
В штате образовательной организации педагог-психолог, логопед. Курсы повышения квалификации прошли администрация образовательной организации, педагог- психолог, учителя – предметники, логопед. |
7.2 |
Наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь |
Определены сотрудники, отвечающие за работу с обучающимися – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
В МБОУ СОШ с. Осиновая Речка обучаются категории детей с нарушениями в развитии: Создание условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривается в образовательном учреждении в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети).
- Дети с задержкой психического развития (ЗПР).
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
- Дети с расстройством аутистического спектра (РАС).
Разработаны и утверждены и реализуются программы:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 - 9 классы
Обучающиеся, которые находятся на домашнем обучении МБОУ СОШ с. Осиновая Речка на 01.09.2020г.
Правовое обеспечение
Фиксирует права ребенка с ОВЗ. Определяет права и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства
- Внесение изменений в Устав
- Приказ о создании и положение о ПМПк
- Договор между ОО и ТПМПК
- Договор с организациями здравоохранения
- Образовательная программа, включающая коррекционную программу
Организация взаимодействия с внешними социальными и образовательными учреждениями
- ДОУ
- ФАП
- Службами социальной защиты
- Организациями дополнительного образования
- Общественными организациями.
Организация питания и медицинского сопровождения
- В ОО предусмотрена возможность организации питания.
- Медицинское сопровождение (диагностические, профилактические или реабилитационные мероприятия) организовано по договору с МБУЗ «Районная больница № 3».
Информационное обеспечение
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:
- совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.);
- компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Материально-техническое обеспечение
- Организация учебного и внеучебного пространства,
- Организация режима обучения;
- Организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
- Технические средства обучения детей с ОВЗ (Данная задача постепенно должна решаться).
Создание универсальной безбарьерной среды в ОО
Соответствует:
- Устройство пандуса;
- расширение дверных проемов;
- замена напольных покрытий;
- демонтаж дверных порогов;
- устройство разметки.
Учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование
Имеется:
- столы с регулируемой высотой, стулья, регулируемые по высоте.
Психолого - педагогическое сопровождение
- Наличие в штатном расписании специалистов (психолог, социальный педагог, логопед)
- Комплексная диагностика особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов
- Разработка индивидуальной программы развития, в том числе коррекционной программы
- Реализация мероприятий в соответствии с индивидуальной программой развития.
- Отслеживание динамики развития ребенка
- Консультации специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи
- Анализ эффективности работы команды специалистов
- Психологическая поддержка участников образовательного процесса
- Создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе
Кадровое обеспечение
- ОО укомплектована педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- уровень квалификации педагогических и иных работников в области образования детей с ОВЗ;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии.
Созданы специальные образовательные условия:
- Дети с ОВЗ имеют заключения ТПМПК.
- Осуществлено комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
- ПМПК образовательного учреждения определил характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составил коллегиальное заключение ПМПК, которое содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации по специальным условиям и адаптированную образовательную программу (если это необходимо), обобщающую рекомендации специалистов. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПК доведено до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
- Педагогические работники совместно составили программу коррекционной работы.
- Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
- В системе образования созданы условия для комплексного взаимодействия, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации АООП детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных разработок в области коррекционной педагогики.
- Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, реализовываемый в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме.
- При создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями спецификация образовательных условий индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка.
Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Организация коррекционного направления
- проведение коррекционно-развивающих занятий отдельными специалистами (учитель, педагог-психолог, социальный педагог);
- введение в штатное расписание ОО дополнительной ставки учителя-логопеда с 01.09.2018г
Организация процесса обучения детей с ОВЗ
- Расписание занятий для обучающихся с ОВЗ составляется с учетом индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности, динамики умственной трудоспособности на протяжении дня и недели.
- Оценивание учебных достижений, обучающихся с ОВЗ осуществляется согласно критериям оценивания учебных достижений, обучающихся и объемом изучаемого материала образовательной программы.
- Система оценивания учебных достижений, обучающихся с ОВЗ должна носить стимулирующий характер.
- По окончанию ОО обучающейся с ОВЗ получает документ об образовании, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формы и методы организации образовательного процесса
- Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)
- Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
- Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
- Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
- Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
- Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ.
Создание условий, реализация программы коррекционной работы, организация психолого-медико-педагогического сопровождение, организация процесса обучения детей с ОВЗ обеспечило:
- Эффективное функционирование созданной инфраструктуры поддерживает квалифицированный состав специалистов: социальный педагог, психолог, учителя физической культур, учителя и другие специалисты.
- Создан блок коррекционной работы.
- Комплектование кабинетов необходимым оборудованием.
- Предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, учащихся с ОВЗ.
- Разработан механизм взаимодействия и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области коррекционной педагогики.
- Создана система комплексного (психолого-педагогического) сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.
- Разработка и реализация педагогических технологий (диагностико -информационных, обучающее -образовательных, коррекционных и др.).
Обучающиеся с ОВЗ привлекаются к работе в системе дополнительного образования с учетом их интересов, наклонностей, способностей, пожеланий, возраста, индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности и состояния здоровья
Для каждого ребёнка с ОВЗ, поступающего в ОО на инклюзивную форму обучения составляется Индивидуальная программа развития, в которой отражены все необходимые специальные условия в конкретной образовательной организации в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями и потребностями ребёнка.
Все данные на сайте размещены на основании согласия педагогов, родителей (законных представителей обучающихся) и в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных"